Наверняка ни одна бизнес лекция еще не обошлась без совета о том, что нужно рисковать, расширять производство, выходить на новые рынки, создавать сети и прочее. Однако, зачастую отечественные предприниматели неохотно идут на риск, открывая небольшие предприятия в регионах, и оставаясь долгие годы на одном уровне дохода. Но бизнес потому и считается драйвером экономики, пока в стране существуют локальные смельчаки, сумевшие покорить страновой рынок.
Сегодня поделимся сразу тремя полезными бизнес кейсами, основанными на реальных историях о том, как выходить из региональных рамок и расширять присутствие на страновом уровне. Как предпринимателям удается запускать сети сразу в нескольких городах, и почему «заходить» на рынки казахстанских мегаполисов получается далеко не у всех?
Материалы для статьи позаимствованы на сайте kursiv.kz
Пицца, завоевавшая любовь Уральска и не только
В 2005 году готовкой пиццы в Казахстане никто практически не занимался, это было в новинку для всех. Однако предприимчивый Денис Серегин не растерялся и открыл в своем городе Уральск пиццерию Nexxio. Сейчас эта сеть насчитывает 18 заведений в восьми городах Казахстана. Руководитель ТОО «Nexxio Franchaising» признается, что сначала не строил никаких грандиозных планов по расширению бизнеса и занялся общепитом, просто потому, что этим мало кто занимался вообще.
Вторая точка открылась только спустя два года. По словам предпринимателя, рост сети на первоначальных этапах не был достаточно стремительным лишь потому, что больше 10 лет назад мало кто понимал, как нужно привлекать инвестиции и искать площадки. Сейчас же, как признается Серегин, все стало гораздо проще, и открыть свой бизнес уже ни у кого не составит труда, главное верить в идею.
Решение организовать франшизу и продать ее столице предприниматель принял в 2017 году, спустя 12 лет после открытия первой точки. К тому времени в Уральске уже насчитывалось семь заведений Nexxio.
В том же 2017 году головной офис Nexxio переехал в столицу, хозяин выкупила и забрала в собственное управление первую, открытую по франшизе пиццерию в Нур-Султане. Сейчас восемь из 18 точек сети работают по франшизе в Костанае, Актобе, Актау, Аксае, Жанаозене и Семее. Остальные – в Уральске (семь заведений) и Нур-Султане (три заведения) – находятся под собственным управлением.
Бизнесмен отметил: когда искали партнеров, не проводили масштабную рекламную кампанию, потому что не было цели «бессистемно распродать франшизы». Основной упор делался на надежность партнера.
Владелец сети пиццерий отмечает, что продолжает развивать свою компанию. Сейчас упор делается на совершенствование информационной системы, на разработку сайта и единого колл-центра. Предприниматель признается, что это серьезные инвестиции, потому с учетом тех отчислений, которые поступают от рояли франшизы компании удается лишь выходить «в ноль». Однако мужчина надеется, что сможет увеличить доход посредством увеличения количества партнеров.
Кофе по-шымкентски
Родина традиционного чаепития с молоком из маленьких кесе уже 5 лет как балует своих жителей вкусным и ароматным кофе. Причем сеть раскинулась далеко за пределы Шымкента. По всему Казахстану на данный момент действует 57 точек сети кофейни Global Coffee.
Когда-то в 2016 году никто бы не подумал, что в Шымкенте можно пить кофе не «три в одном», а как-то по-другому, например, в красивых стаканчиках, на вынос за 500 тенге. Однако, именно эта свободная ниша подтолкнула трех молодых людей - Аяттилло Азимова, Данияра Мамирханова и Максата Аманмурадова открыть свой бизнес.
Аяттилло и его партнеры вложили 7 млн тенге в открытие первой кофейни «Салем, кофе».
Затем произошел ребрендинг и название было сменено на текущее. По словам молодых людей, такой формат оказался ближе потребителям, так как людям нравится считать себя частью глобальной западной культуры. Именно это стало толчком к росту.
Кофейню открыли в торговом центре с хорошей проходимостью, и точка вышла в прибыль с первых дней. После появилось желание продавать «кофе навынос» в центре города.
Решение созрело после совета одного знакомого: «В США говорят, что если ты хочешь иметь успешный ресторан, то открой его возле «Макдональдса». И партнеры организовали вторую свою кофейню возле конкурентов. Фишкой ребят стало и то, что они «приучили» своих клиентов пить кофе по утрам перед работой и превратили это в роскошный ритуал.
Такая кофейня стала работать без кухни, там продавали только снеки, десерты и кофе. «Таких форматов не было в городе, все остальные работали с кухней. И мы взорвали рынок, – утверждает собеседник. – После мы стали штамповать кофейни, чтобы конкуренты не забрали рынок».
Год спустя, в 2017, партнеры решили запустить франшизу и продавать ее. Первая поехала в столицу, но там бизнес не выдержал конкуренции, франчайзи пришлось закрывать лавочку. Однако, в других городах дело пошло в горы. Сейчас сеть кофеен Global Coffee успешно работает в Кызылорде, Туркестане, Сарыагаше, Шымкенте, Таразе.
Основатели Global Coffee имеют смелые и далеко идущие планы по завоеванию международного рынка. Но с одним важным исключением: «брать» будут не столицы, а региональные города.
Главное не продукт – главное сервис!
Именно с таким девизом уральские предприниматели открыли магазин мужской одежды и обуви Fiesta в 2013 году. Асхат Рамазанов и Александр Керимов начали бизнес с капитала в 700 тысяч тенге.
Как рассказывают владельцы магазина, представленная там одежда не является уникальной, дизайнерской или пошитой на заказ, все модели можно приобрести и в других бутиках. Популярность Fiesta владельцы объясняют качеством сервиса.
Спустя год начались грандиозные перемены. Асхату Рамазанову предложили запустить бизнес в другом городе Аксае, Западно-Казахстанской области. К сегодняшнему моменту предприниматели уже доросли до того, что выпустили собственный бренд, открыли центральный склад в Алматы, организовали логистику, там же занимаются и пошивом одежды. Магазины Fiesta функционируют в городах Атырау, Актау, Актобе и Алматы.
Однако, как признается предприниматель, обороты бренда в регионах гораздо выше, потому масштабироваться на столицу и другие мегаполисы мужчина не планирует. Асхат Рамазанов также признается, с франшизы он не получает большую прибыль: пашуальный взнос за саму франшизу и 15–20% от прибыли каждой. Основную выручку дают собственные магазины. Оборот всей сети – около 2 млрд тенге.